Главная » Новости » Турист-Оптимист #4 | Санкт-Петербург. Необычные места

Турист-Оптимист #4 | Санкт-Петербург. Необычные места

Вы наверняка догадываетесь, что нереально в одном выпуске рассказать всё о Санкт-Петербурге.
К тому же, город этот – очень разный. Он дворцовый, он рок-н-рольный,  Питер на воде, Питер на крышах.
Это первый наш выпуск о Петербурге. Они будут у на появляться не подряд, а с некоторой периодичностью. В этом – расскажем о некоторых нетривиальных местах. Тех, что обычно упускаются в классических путеводителях на фоне популярных мест, вроде Эрмитажа, Кунсткамеры, Петропавловской крепости и так далее.
Но этот город очень многогранный, за что я его и люблю, поэтому и переехал сюда жить.
Сегодня мы расскажем о Семимостье, Домах-стенах, Городском доме, Юсуповском саде, Доме-кольце, улице Джона Леннона, Мозаичном дворике…

Снимать в нашей прогулке будем на Pentax KP с зумами 20-40 мм и 55-300 мм, так что все необходимые фокусные расстояния у нас под рукой. Все наше фотографическое добро размещаем в добротный и вместительный фоторюкзак Case Logic Kontrast.

Семимостье
наб. канала Грибоедова, 131

Семимостье, вид на Никольский собор (Николо-Богоявленский Морской собор).
Pentax KP + Pentax 20-40 mm. F/10, 1/200 c, ISO 100

Образ Петербурга неразрывно связан с мостами, а об одной из ярких достопримечательностей города – Семимостье — связки из семи мостов, вокруг которой слагают легенды, знают далеко не все.

Семимостье. Pentax KP + Pentax 20-40 mm. F/10, 1/125 c, ISO 100

Если вы окажетесь на набережной рядом с Никольским собором, то сами сможете увидеть чудо инженерной мысли — место схождения трёх мостов: Пикалова, Старо-Никольского и Красногвардейского. Они стоят под прямыми углами друг к другу и переброшены через каналы Крюкова и Грибоедова. Но если подойти к мосту Пикалова и встать так, чтобы собор оказался по левую руку, то можно увидеть весь ансамбль, который петербуржцы между собой называют “Семимостьем”: Красногвардейский мост, за ним – по каналу Грибоедова, – Ново-Никольский, далее, по часовой стрелке: Старо-Никольский, Смежный, Могилёвский, Кашин и Торговый мосты. Существует городская легенда, что если загадать здесь желание, то оно непременно сбудется во всех деталях, а фотографии, сделанные на фоне этой городской достопримечательности, получатся необычными и удачными.

Семимостье, вид на церковь Исидора Юрьевского, сооруженной для православной эстонской общины.
Pentax KP + Pentax 20-40 mm. F/10, 1/200 c, ISO 100

Дома-стены

В нашем городе есть несколько домов, которые называют “домами-стенами”, которые под определенным углом выглядят как стена или как киношная декорация. Звучит очень необычно, а выглядит это еще более неординарно.

Один подобный дом, имеет два адреса: набережная реки Фонтанки, 199 и Садовая улица, 128. Это доходный дом В. Г. Кудрявцевой в стиле неоклассицизма, построенный в 1911-1912 годах архитектором Шаубом В.В.

«Дом-стена N1» на наб. р. Фонтанки, 199 и Садовой, 128. 
Pentax KP + Pentax 20-40 mm. F/10, 1/125 c, ISO 100

Вот, кстати, фотография этого дома, сделанная известным фотографом Александром Китаевым, давним другом и партнером PhotoWebExpo:

Автор: Александр Китаев

Еще один подобный дом находится на углу Дворцовой площади и набережной реки Мойки (наб. реки Мойки, 39). Если посмотреть на него со стороны острого угла, то будет казаться, что за тонкой стеной ничего нет, а сам дом — лишь декорация. Это Восточный корпус Главного Штаба, до Октябрьской революции 1917 года в нем располагалось Министерство финансов, а в 1993 году корпус был передан Эрмитажу. 

«Дом-стена N2», наб. реки Мойки, 39, у Дворцовой площади.
Pentax KP + Pentax 20-40 mm. F/6.3, 1/500 c, ISO 100

Раз уж мы оказались у главной площади Санкт-Петербурга – Дворцовой, пройдемся и по ней.

На Дворцовой площади.
Pentax KP + Pentax 20-40 mm. F/6.3, 1/500 c, ISO 100

Следующий “дом-стена” расположился тоже в центре города, неподалеку от ст. метро «Лиговский проспект» на Боровой улице, 21.

«Дом-стена N3» на Боровой, 21. 
Pentax KP + Pentax 20-40 mm. F/8, 1/160 c, ISO 100

Здание было построено в 1909 году архитектором М. Б. Квартом и использовалось как доходный дом, да и сейчас этот “дом-стена” остается обычным жилым домом.

Городской дом
Вознесенский пр., 40-42

Городской дом. 
Pentax KP + Pentax 20-40 mm. F/14, 1/125 c, ISO 100

Дом городских учреждений, он же дом архитектора Лишневского, а в просторечье – “Городской дом” — памятник архитектуры федерального значения, административное здание.

В 1826 г. Петербургское Городское общество купило у вдовы коллежского асессора Баташова дом, располагавшийся в Адмиралтейской части под номером 216 (впоследствии  Садовая ул., 55).

До 1815 г. домом владел титулярный советник И. П. Милов. В 1863 г. в доме размещался Первый департамент Управы благочиния, после упразднения которой, городские власти некоторое и использовали его для размещения канцелярии градоначальника. С начала 1880-х до 1894 г. в доме размещался трактир «Одесса», а 16 мая 1901 г. здание перешло в собственность.

Здесь было решено построить  “Дом городских учреждений”. Императорским Санкт-Петербургским обществом архитекторов был объявлен конкурс на проектирование. Первое место занял проект архитектора А.И. Дмитриева, но здание по его проекту по высоте существенно превышало существующий в городе высотный регламент в 11 саженей (23,5 м). В итоге для строительства был выбран проект А. Л. Лишневского, занявший второе место, 31 мая 1904 г. Городская дума постановила утвердить проект Лишневского и примерно в 1906 г. строительство завершилось.

Во внутреннем дворе Городского дома. 
Снято на IPhone 7 Plus. Авторежим

В 1913 г в здании располагалось множество городских и коммерческих учреждений: Центральное отделение и Управление  городского ломбарда, Статистическое отделение Городской управы с архивом и книжным складом, Городская комиссия по благотворительности, Больничная комиссия, Комиссия по народному образованию, женское четырехклассное училище, два начальных училища, Торговая депутация, Городское по воинской повинности присутствие, Комиссия по водоснабжению столицы, Городская типография, Городской музей, 22 магазина. Здесь же находились квартиры заведующего училищами и обслуживающего дом работников.           

Юсуповский сад
(Садовая, 54)

В Юсуповском саду.
Pentax KP + Pentax 20-40 mm. F/11, 1/125 c, ISO 100

Буквально в 2 минутах от нашего здания находится Юсуповский сад. На территории сада расположен особняк Юсуповых, одной из самых богатых семей в царской России, перестроенный по проекту архитектора Джакомо Кваренги. К сожалению, в само здание попасть нельзя. 

Особняк Юсуповых.
Pentax KP + Pentax 20-40 mm. F/11, 1/125 c, ISO 100

Примечателен тот факт, что в XIX веке в саду был открыт первый каток, где проводились соревнования по конькобежному спорту и фигурному катанию. Много лет никто не вспоминал о старой традиции. Но всё новое — хорошо забытое старое: каток вновь открылся в 2013 году в рамках соревнования любителей-конькобежцев «Петровский лёд».

В Юсуповском саду. 
Pentax KP + Pentax 55-300 mm. F/14, 1/160 c, ISO 100

Такой вот прекрасный зелёный островок, чтобы просто посидеть и подумать о вечном или даже полежать и не думать ни о чем,  как вот этот мужичок:

В Юсуповском саду.
Pentax KP + Pentax 55-300 mm. F/5.6, 1/200 c, ISO 100

Дом-кольцо
Набережная реки Фонтанки, 92

История этого удивительного архитектурного шедевра началась начале двадцатых годов позапрошлого века: купец Устинов решил построить на этом пустующем месте доходный дом. Перед архитектором Иосифом Шарлеманем поставили, казалось бы, невыполнимую задача: построить в центре двора жилое здание да так, чтобы оно не перекрывало солнечный свет соседним домам, имело изолированный двор и было удобным и красивым. 

Шарлемань древнейшую форму человеческого жилища – круглый дом.

Во дворе «Дома-кольца» . Pentax KP + Pentax 20-40 mm. F/5, 1/320 c, ISO 100

Гениальный архитектор своим проектом предвосхитил грядущие через сто лет идеи конструктивизма.

В наше время “Дом-кольцо” расселен и помещения в нем сдаются в аренду под небольшие офисы. Некоторыми общественными организациями Петербурга в настоящее время ведется работа по восстановлению его исторического облика, поскольку это один из самых старых жилых домов в городе и объект культурного наследия города.

Невский проспект, вид сверху

Невский проспект. 
Pentax KP + Pentax 20-40 mm. F/5, 1/1250 c, ISO 100

Случайно оказавшись у наших приятелей-владельцев квартиры на верхнем этаже одного из домов на Невском, не смогли отказать себе в удовольствии воспользоваться восхитительным видом с крыши этого дома. 

Улица Джона Леннона
Пушкинская, 10, вход с Лиговского пр., 53.

Ул. Джона Леннона . Pentax KP + Pentax 20-40 mm. F/4, 1/125 c, ISO 100

Улицу Джона Леннона в Санкт-Петербурге основал лидер российского битломанского движения Николай Васин.
Николай — единственный на территории РФ законный владелец альбома Джона Леннона с автографом автора. Он получил этот диск в ответ на свое письмо. Для Васина это стало знаком судьб: он начал борьбу с городскими властями за право проживать на улице Леннона. Сначала он пытался сделать это законным способом и предложил топонимической комиссии города переименовать улицу Марата в улицу Леннона. Но чиновники были непоколебимы: улицы можно называть именами лишь тех людей, которые имели непосредственное отношение к городу на Неве. Тогда Николай привел исторический факт: жил в городе на Неве в XVIII веке Джон Леннон, правда не музыкант, а дипломат. Реально жил в отличие от Марата! Но и тут у чиновники нашли причину для отказа: улицы не переименовывают, только иногда возвращают прежнее название, т.е. если и переименовывать с Марата, то на Николаевскую. 

Ул. Джона Леннона.
Pentax KP + Pentax 20-40 mm. F/4, 1/125 c, ISO 100

Николай Васин не сдался: нашел табличку «Улица Джона Рида», подкрасил ей, заменив «Рида» на «Леннона», и повесил у себя во дворе: улица Джона Леннона. А чтобы никто не возмущался, направил указатель в небо, дескать, не по земле эта улица проходит, стало быть под юрисдикцию чиновников не попадает. И появился на улице Пушкинской выход на улицу Леннона. Впоследствии, в день рождения Джона Уинстона Леннона, скульптор Степан Мокроусов украсил арку портала четырьмя гипсовыми барельефами битлов. Позднее кто-то из ветеранов движения хиппи нарисовал на стене дома желтую подводную лодку, в память о первой коммуне хиппи, которая именовала себя по названию известного альбома Битлз. После этого двор и стал битломанской Меккой, с Храмом Любви, в котором проходят не только службы и религиозные ритуалы, но и концерты. Так из загаженного двора-колодца упорством Николая Васина, ведомого путеводной звездой Джона Леннона, родился знаменитый на всю Россию арт-центр.

Ул. Джона Леннона.
Pentax KP + Pentax 20-40 mm. F/4, 1/60 c, ISO 100

Мозаичный дворик
Чайковского, 2/7

Мозаичный дворик.
Pentax KP + Pentax 20-40 mm. F/5, 1/100 c, ISO 100

На улице Чайковского есть маленький дворик, который прячется от случайных прохожих. Он не входит в стандартные путеводители по Северной столице, и, может, именно по этой причине петербуржцы так любят этот тихий и переливающийся всеми цветами радуги уголок. Мозаичный дворик — творческая лаборатория Владимира Лубенко. Художник и его подопечные, учащиеся Малой Академии искусств, превратили ничем не примечательное дворовое пространство в сказочный мир. Скамейки, поребрики, стены и скульптурные композиции украшены разноцветной мозаикой. Люди, которые оказываются здесь впервые, невольно вспоминают творения Антонио Гауди и Фридриха Хундертвассера.

Мозаичный дворик. Pentax KP + Pentax 20-40 mm

comments powered by HyperComments