Главная » Новости » Fujifilm X-H1. Претензия на профессиональный сегмент

Fujifilm X-H1. Претензия на профессиональный сегмент

Новая Fujifilm X-H1 — это не просто новая камера, это полноценная новая линейка камер, которая встает в один ряд с уже выпущенными Олимпус E-M1 Mark II, Sony а9 и Panasonic G9. И хотя на этот раз тоже не обошлось без недостатков, это уже полноценная претензия на профессиональный сегмент и более серьезный подход, по сравнению с камерами классов «энтузиаст» и «продвинутый любитель», которые были выпущены этой компанией ранее (речь, естественно, об X-E3, X-T20 и X-T2, которые я тестировал в прошлом году).


Многие характеристики профессиональных камер, как правило, не нужны любителям. Так, например, ряд функций могут просто повторяться с камерами младших классов, а надёжный и крупный металлический корпус, в ряде случаев, любителями может восприниматься даже как недостаток, поскольку весит много и имеет множество якобы лишних клавиш.

В новинке производитель исправил самый существенный недостаток для профессионалов — сделал корпус неожиданно крупным. Если в предшественницах — я имею в виду X-T2 и X-T20 — стремление было обратным, и желанием производителя было сделать мощную камеру, в то же время дав ей широкий функционал возможностей, в плане количество кнопок и их кастомизации, то здесь же такого желания не было изначально, поскольку камера задумывалась для больших мужиков, которыми, в большинстве случаев, являются фотографы. С одной стороны, такой дизайн не каждому придется по душе, он будто бы он сделан в программе 3D рендеринга старой версии, которая не умела строить кривых линий, поэтому корпус вышел, будто бы его рубили русские мужики топором из цельного куска магния,но в этом как раз и есть фишка компании. Точно так же Sony продает камеры, сделанные в похожих корпусах, уже не первый год, причём, даже не особо меняет дизайн, и при этом никто не говорит что дизайн далеко не нов. Здесь всё же видна дизайнерская мысль, и углы явно придают камере брутальности. Я не буду детально осматривать каждый угол этой камеры, потому что это неправильно, да и я сам не являюсь экспертом в области дизайна, а смотрю на него я исключительно под углом прагматики.

Но, раз уж мы начали рассматривать корпус, не сказать о том, что он изменился относительно линейки X-T, тоже нельзя. Все недостатки тех моделей, которые успешно исправлялись родными или неродными нашлепками на корпус, увеличивающими толщину ручки, здесь ушли, и в больших мужских руках эту камеру держать гораздо удобней.

Управление здесь традиционно продуманное и позволяет делать с камерой практически всё, два блокирующихся диска чувствительности и выдержки на верхней панели, диафрагма на кольце объектива или с переносом на задний диск камеры для удобного управления. Жертвой стал диск экспокоррекции, который перекочевал на небольшую кнопку, но для меня это даже более удобно, поскольку я к такой логике больше привык. Не факт что он всем подряд будет нужен, но остальные наверняка оценят большой жидкокристаллический монохромный экран на верхней панели, про который говорят, что сделан он на жидких чернилах, как делают электронные читалки, но на деле это не так, поскольку он отключается, когда из камеры вынимают батарейку, а соответственно, он потребляет энергию, когда камера «выключена», пусть и не много. Зато его стиль можно менять в меню, да он и сам меняется, например, при нажатии на клавишу подсветки. В обычном режиме он написан белыми буквами на черном, с подсветкой чёрными на белом. Настраиваются в камере почти все клавиши на корпусе, и на это у вас может уйти целый день, а потом ещё и на привыкание неделя, но так вы точно сделаете камеру своей.

blank

Удобно и правильно отключается стабилизатор, включая матричный, тумблером на объективе. Нужно это, когда вы снимаете со штатива или в студии, чтобы камера не трясла вам впустую матрицу. Но для объективов, в которых стабилизатор не предусмотрен, нужно обязательно лезть в обширное меню, ковыряться в нем и не с первого раза находить пункт отключения стабилизации, что не очень удобно. Даже при настройке функциональных клавиш при большом выборе, почему-то никто не додумался дать пользователю возможность отключения стабилизатора кнопкой (актуально для обычных нестабилизированных объективов).

Неприятно и то, что  тумблер переключения режима фокусировки остался здесь таким же маленьким, как на предыдущих моделях. Не будем забывать, что оба управляющих диска наверху блокируются, А вот режим переключения автофокуса можно легко сбить маленьким и очень легким переключателем, даже просто при вынимании и камеры из чехла. Также я понял, почему камеру оснастили двумя слотами для высокоскоростных карт памяти: только UHS-II подходят для записи видео в 4К. Но если вы думаете, что эту быструю камеру можно использовать и с медленными картами памяти, то, рано или поздно, наткнетесь на тот глюк, который я уже неоднократно подчеркивал на камерах Fujifilm. Если при съёмке серии, ещё до окончания записи на  медленную карту памяти, вы внезапно задумаете отключить камеру по привычке, чтобы не тратить ее зарядку впустую на прожорливую матрицу и стабилизатор, то в ожидании, пока все данные буфера запишутся на карту — а на это может уйти и минута, и две — вы непременно упустите ценный кадр, если вдруг захотите включить камеру, поскольку реагировать на вашей команды она никак не будет. Вылечивается это только быстрыми картами памяти, которые стоят по 5000 или 10000 руб. Не забудьте об этом, когда будете приобретать камеру. В конце концов, она тоже стоит не копейки, и это необходимая к ней покупка.

blank

Цифровые функции на камере традиционно обширны, включая мультиэкспозицию и таймлапс. Чего здесь почему-то нет, так это возможности увеличения разрешения за счёт сдвига матрицы. Однако, зная подход компании, она традиционно тестирует свои ранние прошивки на первых покупателях, впоследствии выпуская обновления для некоторых, порой сыро сделанных, функций. Так что, вполне возможно, эта функция тоже появится при следующем обновлении. В этой прошивке мне не удалось найти даже обещанной записи F-Log на карту памяти, хотя я лично и не понимаю его, если при этом камера не выходит за пределы 8 бит, не отдавая 10 бит даже на внешний рекордер. Для редактирования, кстати, вполне подходит киношная пленка Eterna, которую компания внедрила в цифровой симуляции здесь. С ней вполне полноценно можно работать на цветокоре. Что лично я оценил, так это возможность и зарядки, и питания при съёмке от micro-USB, в который можно воткнуть как обычный адаптер питания для вашего телефона, так и пауэрбанк, который вы используете для тех же целей. Сам я выставил камеру на ночь на балкон для съемки таймлапса при температуре примерно 5°С, и при этом она мне совершенно нормально от сняла полноценных 10 часов, не выключившись и не только не убив мой пауэрбанк, но еще и полностью зарядившись от него в процессе. Вполне возможно, это связано с интервалом в минуту, который я выбрал, поэтому камера, на деле, выключалась, и целую минуту в выключенном состоянии заряжалась от пауэрбанка, а при съемке кадра снимала его, опять же, с питанием от внешнего источника. Умно, ничего не скажешь.

Оценил я и новый подвес матрицы, которого давно не хватало, несмотря на все уверения идеологов компании, в том что он не нужен. Обратите внимание, что вместе с ним даже штативная дырка мигрировала строго на оптическую ось, как и должно быть в нормальных камерах. Ни в одной камере Fujifilm за исключением GFS50, этого не было. Cтабилизатор хорошо ведёт себя не только в фото, но и в видео, ради него компания даже затвор полностью переработала, он здесь очень тихий даже в стандартном режиме, не клацает, не брякает, а снимает едва слышно и, учитывая большой вес самой камеры, совсем не сильно ее трясет. Не берусь оценивать, насколько он хорош в режиме фото в плане ступеней компенсации выдержки, но на коротком конце позволяет снимать двухсекундные кадры с рук, а в видео его поведение очень близко к внешним электронным стабилизаторам изображения. Хотя, безусловно, использование камеры вместе с внешним электронным стабилизатором будет приоритетным. Я использовал Zhiyun Crane v2, который прекрасно держит камеру с нетяжелым объективом, давая получать превосходные результаты от сочетания встроенного и внешнего стабилизатора изображения. Особой разницы от отключения стабилизатора в камере при съемке на широкий угол на улице я не увидел, но при съёмке крупных планов на фокусном расстоянии 50 мм разница всё же есть, и если использовать комбинацию стабилизаторов, картинка получается вообще замечательной, а вот отдельно рабочую картинку даст только внешний стабилизатор, в то время как внутренний не удержит ее довольно гладко при съемке.

blank

Если кратко, то от встроенного стабилизатора, безусловно, есть польза и для профессионала, и для любителя, но использование внешнего стабилизатора для профессиональных требований всё равно является обязательным.

Самый большой минус камеры связан, наверное, с жадностью производителя. Причины, по которой он не поставил в новинку новую матрицу, я попросту и найти не могу. Новинка — это не просто модель, которую выпустили, просто чтобы протестировать рыночный сегмент, это камера, которая пробудет на нём, возможно, года два, и с которой придется работать. Именно поэтому она должна соответствовать и рыночным реалиям. Вполне возможно, новая матрица находится сейчас только в разработке, и камеры на ней появятся, в лучшем случае, только к Photokina, а то и позднее. На используемой здесь матрице уже выпущено, по моим подсчётам, 4 камеры: X-Pro2, X-T2, X-T20, X-E3. Все эти камеры я тестировал, и результаты вы можете посмотреть на нашем канале. Скажу честно, матрица хороша, на уровне кропнутых кенонов последнего времени, хотя до последних Никонов или Пентакса всё же не доходит, учитывая максимальную чувствительность ISO 51200, которую предварительно нужно выбрать в меню, результаты теста по шумам вы можете посмотреть у нас на сайте. К тому же, вплоть до последних версий лайтрума камеры Fujifilm плохо поддерживались им, и постоянные претензии от владельцев Fujifilm были связаны с некорректной работой демозаика применительно к матрицам компании. По большому счёту, это всё равно вина производителя поскольку именно он обеспечивает несогласованную работу с софтом, который является самым популярным на рынке. Однако, насколько я знаю в версии 7.2 этой проблемы вроде бы и нет, хотя детализации на уровне «вырви глаз» я всё-равно не заметил, снимает по детализации, как другие беззеркальные камеры без сглаживающего фильтра, разве что муара нет. От старой матрицы остались, естественно, и старые проблемы. В частности, желеобразная картинка в 4К, что видно при съемке движения или при болтании камерой туда-сюда, небольшой кроп от площади кадра при съемке всё в том же 4K, соответствующий примерно ×1,17 от уже имеющегося кропа, а соответственно, на широкоугольных картинках изображение будет уже не таким охватистым. Не будем забывать и то, что в не самых лучших световых условиях в репортажной съемки камера будет проигрывать тем, у которых чувствительность в стандартном режиме выше. Напомню, что это Nikon d500, d7500, Pentax KP и целый ряд полнокадровых камер, которые вообще имеют менее шумную картинку на тех же значениях чувствительности, а соответственно, могут получить резкое изображение на короткой выдержке при плохом свете, не сильно выдавая шум. Стабилизатор здесь, естественно, не поможет, как и в случае с Panasonic G9 или Olympus E-M1, если вы снимаете спортсменов. А вот при съемке статичных картинок на 1/30 и использовании светосильных объективов всё будет хорошо даже с использованием телефото объективов, где на полнокадровых камерах без стабилизатора, в любом случае, придётся задирать чувствительность.

Задачей тестировщика является показать камеру со всех сторон, и вот тут получается сложная задача. Модель хорошая, но как будто бы не доведена до своего логического завершения. Ведь если бы производитель поставил в неё новую матрицу, которая бы отличала ее от других камер из линейки Fujifilm, помимо изменений чисто внешних в плане интерфейса и стабилизатора изображения, хорошего экрана и видоискателя, было бы видно существенную качественную работу. В данном же случае, чувствуешь какой-то подвох от маркетологов компании, будто все камеры сделали инженеры сразу и просто дозированно выпускают на рынок. Странно, но моя критика в случае не самого отзывчивого сенсорного экрана в X-E3 как будто бы была внесена в камеру в одной из последних прошивок, по словам комментаторов под нашими видео, но здесь экран остался таким же. Сенсорный экран есть, но работает он, как мозг человека, всего лишь на 5% от своей мощности. Почему так, я не знаю. Мне нравятся камеры Fujifilm, благодаря работе с резкостью и цветом, благодаря симуляции пленки, а теперь вот благодаря хорошему стабилизатору изображения, но для компании, которая так детально относится к дизайну и подходит к нему как настоящий перфекционист, не очень достойно делать продукт лишь частично, Когда можно было бы вместо многоточия поставить твердую точку.

Результаты теста можно оценить и лично, скачав приложенные фото в полнокадровом виде, а также студийный тест в формате RAW.

comments powered by HyperComments